Как самостоятельно составить бизнес-план?

бизнес-план самостоятельно

Начало практически любого бизнеса должно сопровождаться составлением бизнес-плана. Составить бизнес-план самостоятельно вполне по силам любому начинающему предпринимателю, который разбирается в своей нише и финансах, а также имеет пару знакомых специалистов. Давайте разберемся в том, как это сделать.

Бизнес-план – основополагающий документ при открытии бизнеса. Бизнес-план понадобится банку, если нужны будут кредитные средства, потенциальному инвестору для оценки привлекательности инвестиций и, конечно же, самому предпринимателю. Хотя слово бизнес в «бизнес-плане» идем первым, важнее здесь слово второе – план, то есть структурированная информация и закрепленная последовательность действий.

Итак, как же составить бизнес-план самостоятельно? Жесткой и обязательной структуры его составления не существует – каждый предприниматель волен сам определять насколько подробно бизнес-план будет составлен. Однако есть элементы, наличие которых крайне желательно. Их мы и коснемся.

Структура бизнес-плана

  1. Резюме.
  2. Анализ рынка.
  3. Стратегия.
  4. Операционная деятельность.
  5. Риски.
  6. Нормативные документы.

Резюме

В этом пункте описывается основная идея проекта, обосновывается его инвестиционная привлекательность, актуальность и востребованность. Кратко указываются теоретические показатели и источники прибыли, круг клиентов и исполнителей, смета проекта, сроки запуска и выхода на самоокупаемость. Идея должна заинтересовывать и отвечать на вопрос – зачем и кому нужен этот бизнес. Хотя резюме бизнес-плана и идет первым пунктом, пишется оно, как правило, в последнюю очередь, потому что опирается на экономические расчеты, сделанные в последующих главах. Резюме не стоит перегружать специальными и отраслевыми терминами – оно должно быть понятно человеку, не знакомому со спецификой вашего бизнеса.

Важность резюме трудно переоценить – если идея проекта плоха или недостаточно обоснована инвестор или банк дальше читать ваш бизнес-план даже не будут.

Анализ рынка

Анализ рынка должен основываться на полноценных маркетинговых исследованиях. Серьезные исследования лучше заказать у профессионального агентства. Такие исследования должны включать в себя не только классические компоненты маркетинга 4P – product, price, place, promotion (то есть что, за сколько, где и как продавать), но и другие элементы:

  • составление портрета клиента;
  • опросы потенциальной целевой аудитории;
  • выявление ее вкусов, предпочтений и ценностей;
  • анализ спроса и конкурентов;
  • анализ продукта и его конкурентных преимуществ;
  • оценка объема рынка и перспектив его роста;

Даже если вы сами или в кругу учредителей проведете все эти исследования, не лишним будет заказать их и у специалистов, чтобы сверить ваши представления с оценкой профессионалов, ведь ошибки на данном этапе могут очень дорого обойтись в будущем.

Стратегия

Стратегия бизнес-плана подразумевает практическое описание ваших шагов по открытию и становлению вашего бизнеса. Она должна включать:

  1. Схему выхода на рынок, которая содержит последовательный план действий: от найма персонала и аренды офиса до организации логистики.
  2. Концепцию ценообразования, которая включает в себя принципы ценообразования на ваш продукт или услугу. Будь это расчет исходя из себестоимости или цен конкурентов.
  3. Описание каналов реализации и сбыта, то есть где и под каким соусом будет продаваться ваш продукт.
  4. Рекламную стратегию и стратегию продвижения бренда. Включает в себя описание рекламных каналов (интернет, радио, тв, наружная реклама или газеты), рекламных бюджетов и элементов брендирования (логотип компании, корпоративные цвета, шрифты).
  5. Стратегию развития бизнеса и увеличения доли на рынке, то есть то, как будет расширяться продуктовая линейка или спектр оказываемых услуг.

Стратегия необходима любому бизнесу и чем подробнее она описана, тем проще в дальнейшем поддерживать и развивать сам бизнес. Опишите те цели, которых вы хотите достичь, при помощи чего это нужно сделать и какие ресурсы будут при этом использованы.

Операционная деятельность

Бизнес не может существовать без ежедневного контроля и сотен действий десятков людей. От того насколько эффективно будет управляться ваш бизнес зависит его успешность и прибыльность. Поэтому в бизнес-плане необходимо закрепить принципы корпоративного и операционного управления.

Операционная деятельность включает в себя следующее:

  • Финансовый план. В нем отражаются все издержки, доходы и прибыль – от расходов на канцелярские принадлежности и печать визиток до кредитных средств и инвестиционных вложений.
  • Технологический план. В этом плане отражается весь процесс создания продукта или воспроизводства услуги.
  • Управленческий план. Содержит в себе описание структуры организации и протекающих внутри фирмы бизнес-процессов.

Риски

В отношении рисков есть основное правило – нельзя их недооценивать. Инфляция, активизация конкурентов, демпинг цен, изменение технологических стандартов, срывы поставок, появление инновационного продукта-конкурента, экономический кризис и т.д. – все это в той или иной мере будет влиять на ваш бизнес. Для каждого из таких рисков необходимо определить зону ответственности и порядок действий при его возникновении. Это необходимо сделать для того, чтобы не паниковать при возникновении сложных ситуаций, ведь паника – худший советчик при принятии экономических решений.

Нормативные документы

При открытии бизнеса понадобится множество разнообразных документов: устав, штатное расписание, а также разнообразные согласования, разрешения, лицензии и т.д. Чтобы бизнес не останавливался из-за одной бумажки необходимо четко прописать, какие документы нужны для правильного его функционирования, где их нужно получить и кто за это отвечает.

Самостоятельно составить бизнес-план возможно, либо если вы специалист в нескольких областях: юридической, производственной, маркетинговой и финансовой, либо если у вас есть подходящие специалисты. Кроме того после самостоятельного составления бизнес-план можно отдать на проверку сторонним специалистам или заказать у них наиболее сложные его части. Так вы сможете и проверить себя и открыть новые детали проекта. Ведь в этом деле не существует мелочей и только грамотно составленный бизнес-план сможет стать фундаментом успешного и прибыльного бизнеса.

Что еще?

Хочу получать новости и статьи от "Школы Инвестора"