Почему закрываются турфирмы?

проблемы в турфирмах

В самый разгар туристического сезона и летних отпусков 2014 года несколько российских туристических операторов объявили о своем закрытии в связи с невозможностью далее исполнять свои обязательства. Что происходит в туристическом бизнесе, почему закрываются турфирмы и как теперь планировать свой отпуск?

Руководство закрывшихся турфирм «Нева», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Идеал-тур», «Лабиринт» и «ИнтАэр» объяснило сложившуюся ситуацию падением спроса россиян на заграничный отдых. Действительно, эксперты говорят о 30% снижении продаж на многие популярные направления, что в свою очередь сказалось на доходах операторов. Само же падение обусловлено следующими факторами:

  1. В 2014 году всем силовикам, включая судей, сотрудников прокуратуры и военных было фактически запрещено выезжать за границу. Учитывая количество сотрудников силовых ведомств (по некоторым данным это каждый шестой взрослый мужчина в стране) и их домочадцев, цифра получается более чем значительная.
  2. Ухудшение отношений России со странами Запада испугало некоторую часть россиян. Кто-то посчитал, что визу в европейскую страну теперь просто не дадут, а кто-то – что даже попав за границу, при нынешнем положении вещей, можно ощутить на себе негативное отношение со стороны «аборигенов».
  3. Нарастающее в последнее время проникновение интернета позволяет людям самим организовать себе отдых. Продвинутые пользователи могут обходиться без туристических фирм – они сами покупают билеты на самолеты и бронируют номера в отелях при помощи сервисов онлайн-бронирования. Это стало дополнительным фактором давления на отрасль.
  4. Свою лепту внес и рубль. Из-за его девальвации путевки стали дороже и не все те, кто планировал отправиться в путешествие, смогли это себе позволить. Кроме того на период самого активного раннего бронирования пришелся и самый большой скачек валюты, что не позволило туристическим фирмам выкупить рейсы и номера по привлекательным ценам.
  5. Общая экономическая ситуация в стране также сыграла свою роль. Перед лицом неопределенности, западных санкций, растущих ставок по кредитам и цен на прилавках граждане предпочли сбережения тратам.

Аналитики туристической отрасли говорят, что некоторые фирмы работали, а некоторые и продолжают работать по принципу финансовой пирамиды – когда деньгами новых клиентов перекрываются предыдущие задолженности перед авиакомпаниями и отелями. Такой подход должен был рано или поздно дать сбой, а при сложившихся обстоятельствах этот сбой привел к «эффекту домино». На рынке также наблюдается переизбыток туристических фирм, отмечают эксперты. Многие из них открываются лишь на один сезон и демпингуют цены на всем рынке. Такие факторы позволяют только накапливать долги. Между тем туристические фирмы должны заранее выкупать и рейсы и номера в отелях – ведь именно с перепродажи и формируется прибыль. Таким образом создается «замкнутый круг», разорвать который могут лишь немногие.

В Российском союзе туриндустрии признают проблемы и вместе с тем считают, что отрасль после череды закрытий сможет «очиститься» от слабых участников, а также выработать механизмы защиты туристов и вернуть их доверие. Туристам же можно посоветовать не гнаться за дешевизной путевки, а обращать внимание на репутацию туроператора или заняться планированием своего отпуска самостоятельно.

Что еще?

Хочу получать новости и статьи от "Школы Инвестора"