Правда о скидках

Слово «скидка» и притягивающая взгляд надпись «sale» давно вошли в нашу повседневную жизнь. Скидки в ходу у рыночных торговцев, и в магазинах, продающих предметы роскоши. Покупать товары со скидкой уже не стыдно, а даже интересно, и многие активно включаются в гонку за внезапно подешевевшими товарами. Некоторые покупки, совершенные под гипнозом надписи – «только сегодня», приносят нам разочарование, а иногда являются выгодным вложением денег. Рассмотрим феномен скидок более пристально.

Почему бизнес делает скидки?

На сегодняшний день, при наличии большой конкуренции на всех рынках, без регулярных скидок уже не обойтись. Иногда скидки используют для стимулирования продаж, а порою для того, чтобы не лишиться этих продаж совсем. В любом случае есть основные причины, вынуждающие торговцев идти на переписывание ценников:

  • Потребители. Привыкшие к распродажам, люди ожидают, что цена на интересующий их товар может быть снижена. Согласно статистике, большинство покупателей не приобретают понравившийся товар сразу.
  • Конкуренты. Известно, что если один рыночный игрок меняет правила и пытается улучшить свой имидж с помощью скидок, то конкуренту приходиться отыгрываться и прибегать к своим программам лояльности.
  • Лоукостеры и дискаунтеры. Компании, специализирующиеся на низких ценах, вынуждают традиционный бизнес вносить коррективы в свою ценовую политику. Сегодня можно наблюдать за тем, как развитие лоукостеров подвигает привычных перевозчиков к продаже билетов по более низким ценам.
  • Коммодитизация брендов – процесс перехода продукта из марочной категории в разряд рядовых. Постоянное совершенствование производственных технологий приводит тому, что продукты становятся всё более и более похожими по своим характеристикам. В результате, более важным становится размер скидки на товар, а не его марка.

Для чего продавцу нужны скидки:

  • Для оперативного сбыта товара.
  • Для привлечения или удержания своего клиента.

скидки

Виды скидок

  • Скидка в процентах от цены или в виде новой цены.
  • Скидка на покупку дополнительного товара – «купи одну майку, получи вторую за 50%».
  • Скидка на количество – «каждое десятое посещение ресторана – бесплатно», «10% на покупки свыше 1000 рублей».
  • Скидка в виде бесплатной доставки или любой другой услуги, оказываемой безвозмездно при продаже.
  • Рекламная скидка – тут вы не ошибетесь. «Небывалые скидки в честь открытия магазина» или «грандиозная ликвидация товара по случаю закрытия».
  • Праздничные и сезонные скидки. «Новогодняя акция! Весь товар за полцены!», «Весенняя распродажа зимней коллекции — сметаем полки!» — с подобными акциями встречались все. Цель сезонных распродаж — избавиться от вещей, ставших неактуальными.
  • Тотальные распродажи используют, когда магазину необходимо сменить старые выставочные экземпляры на новые или полностью поменять коллекцию. Стоимость товаров при этом действительно ниже обычной, но выбор покупателей ограничен представленными экземплярами.
  • Скидки по дисконтным картам. Карты могут действовать в магазинах одной сети или в магазинах нескольких дружественных сетей.

Помогают ли скидки продавцам?

Эффект длится не долго, ведь скидки в той или иной форме делают все. Покупатель может запомнить покупку одного товара по цене значительно ниже средней, но гарантия, что он придет к тому же продавцу в следующий раз отсутствует. Исследования показывают, что в действительности, очень маленький процент людей запоминают разницу ценников компаний-конкурентов. Особенно это касается товаров повседневного спроса.

Скидка интересует всех потребителей?

Конечно, нет. Помимо группы, активно реагирующей на «скидочные» акции, существуют покупатели, способные покупать товары без оглядки на их стоимость. Тем не менее, от любви к скидкам не застрахованы и самые “высшие слои общества”.

Все ли скидки приносят выгоду?

По мнению специалистов, слабо работают скидки без дифференцированного подхода к покупателям. Продавцы часто поощряют покупателей общей скидкой – например 1% от стоимости покупок. Однако правда состоит в том, что подобный подход не позволяют сегментировать клиентов, и продавцы упускают возможность заработать. Ведь, не разделяя покупателей по их финансовым возможностям, они теряют деньги клиентов, готовых купить товар и без скидки.
Скидки

Какие скидки работают лучше?

Признанный факт, что скидки только для избранных клиентов производят на покупателя самое большое впечатление. Считается, что при «закрытых скидках», покупатель вместе с подешевевшим товаром получает особое удовлетворение, так как он совершает сделку на персональных условиях. Общедоступная скидка для «всех» может снизить ее ценность, а вот спец. предложение, напротив, возбудит потребительский интерес.

Как покупателю противостоять скидкам?

  • Дешевизна – не главный критерий. Помните, что идеальной станет покупка, совершенная при взвешенном балансе «цена – качество».
  • Сохраняйте здравый смысл, не позволяйте себя загипнотизировать. Не забывайте, что на вас «охотятся» – призывная реклама с музыкальным сопровождением и специфическими эффектами провоцирует у вас «приступ шопоголика».
  • Не обманывайте себя мантрами про хороший подарок «кому-нибудь на когда-нибудь», приобретая дешевую вещь впрок.
  • Вы не обязаны совершать покупку. Учитесь покидать прилавки с пустыми руками и с высоко поднятой головой – правда в любом случае за вами.
  • Используйте проверенный «дедовский» метод – составляйте перед походом в магазин список покупок.
  • Не приобретайте товары, без которых вы спокойно можете обойтись.
  • Не позволяйте себе заразиться общей эйфорией, когда большая толпа людей сметает с полок товар, о предназначении которого у вас нет даже версий. Массовый психоз никто не отменял – держитесь подальше от скопления покупателей.

Олег Кожевников, «Школа Инвестора».

Что еще?

Хочу получать новости и статьи от "Школы Инвестора"