Что такое вендинг?

газировка СССР

Что такое вендинговый бизнес? Вендинг – это автоматизированная продажа товаров или услуг через торговый автомат. Во времена СССР первые автоматы разливали «Буратино», «Тархун», «Байкал» и «Дюшес» в стеклянные граненые стаканы. Сейчас же в мире существует громадное количество разнообразных товаров, которые реализуются при помощи вендинга.

Например, во Франции автомат печет и продает багеты, а в ОАЭ автомат продает золото. В Японии же в автоматах можно приобрести буквально все: косметику, одежду, обувь, лекарства, овощи и даже жуков-носорогов – любимых домашних питомцев японцев. В России пока прижились вендинговые машины с кофе, газетами, шоколадом и чипсами, холодными напитками и горячим фаст-фудом.

С чего начать вендинговый бизнес?

ven2Практика показывает, что на данный момент наивысшую рентабельность имеет кофейный автомат, установленный в офисном центре. Торговая наценка на кофе поистине огромна: при себестоимости производства кофе в 5 рублей, конечная цена продажи составляет 20-25 рублей за чашку. Купить сам автомат можно за скромные 100 000-200 000 рублей, б/у автомат обойдется почти в 2 дешевле. Обслуживание, равно как и аренда 1 кв2 стоит «копейки».

Зерновой кофе – для офисов, растворимый – для ВУЗов. Вкус зернового кофе уже привычен работникам офиса и они не станут снижать уровень своего потребления, растворимый же готовится в 3 раза быстрее, что за короткую «перемену» позволяет продать больше чашек студентам, которые пока не приобрели «статусности» и недешевых привычек.

Сложность здесь только одна, зато очень существенная. Вендинговому бизнесу как никакому другому важно место. И, как правило, все «лакомые» точки уже заняты. Однако если удастся закрепиться на месте с высоким трафиком, вендинговый бизнес не будет доставлять особых проблем.

Идеальное для вендингового автомата место – это то, где люди находятся в статичном состоянии, то есть гос. учреждения с максимально возможной очередью. Однако такой идеальный вариант и получить достаточно сложно. В случае муниципалитетов и прочих «присутственных мест» скорее всего придется проходить конкурс, а также принести громадное количество документов.

Места для установки торговых автоматов

  • Кофе – вокзалы, аэропорты, автомойки.
  • Жевательная резинка, шоколадки – школы и ВУЗы.
  • «Газировка» и холодные напитки – торговые центры, школы, ВУЗы, фитнес-клубы.
  • Газеты, журналы – метро,вокзалы.
  • Горячее питание – ВУЗы, техникумы, вокзалы.

Рекомендуется сначала выбрать место, а уже под него выбирать торговый автомат.

Выбор автоматов для вендинга

ven2Начинать рекомендуется не менее чем с 3 автоматов, в перспективе рассчитывая на 10. Для уменьшения транспортных издержек желательно, хотя и не в ущерб «проходимости», расположить их в одном районе города. Производитель может быть любой – Saeco, Necta, Unicum, Rheavendors, Jofemar, Bianchi. Главное – это наличие сервисного обслуживания и величина гарантийного срока эксплуатации. Западные образцы – подороже и получше, российские и китайские – подешевле и похуже. Проверьте наличие сертификатов соответствия, инструкции по пользованию и всех необходимых для работы автомата программ и драйверов.

Выбор поставщика

Поставщиков ингредиентов и продуктов на рынке достаточно, так что владельцу вендинговой сети есть из чего выбрать. Тут помогут отзывы, репутация и время присутствия поставщика на рынке. Вся пищевая продукция должна быть сертифицирована, а также иметь заключение СЭС.

Как обслуживать?

За торговыми автоматами нужно постоянно следить – своевременно пополнять запас ингредиентов и производить чистку. Обслуживающий автоматы работник обязательно должен иметь санитарную книжку. Нанимайте либо человека с опытом работы либо обращайтесь в фирму, специализирующуюся на обслуживании и сопровождении вендинговых машин.

Вендинговый бизнес и законы

Вендинговые бизнесмены в подавляющем большинстве случаев регистрируются в качестве ИП. О кодах ОКВЭД и использовании контрольно-кассовой техники в вендинговом бизнесе лучше проконсультироваться в своей налоговой инспекции, потому что есть несколько регулирующих отрасль законов, которые, как это часто у нас бывает, прямо противоречат друг другу, что вызывает разные трактовки у разных инспекций. То же касается и выбора системы налогообложения.

Окупаемость вендинга

ven6Срок окупаемости вендинга зависит от цены автоматов, месторасположения и многого другого. Поэтому точно его можно вычислить, лишь составив бизнес-план. К слову, средний показатель по отрасли варьируется от 20 до 30 месяцев, рентабельность при этом находится на уровне 20-25%.

За и против

За вендинговый бизнес:

  1. Низкий порог входа.
  2. Экономия на торговом персонале и помещении.
  3. Отсутствие затрат на рекламу.
  4. Отсутствие обязательного лицензирования деятельности.

Против:

  1. Торговые автоматы могут страдать от вандализма.
  2. Сложно получить «заветный» квадратный метр – понадобится талант переговорщика и убедительные для арендодателя аргументы.
  3. Высокая конкуренция.

Сейчас стартовать в вендинговом бизнесе не так просто, как несколько лет назад, однако некоторые потребности еще не охвачены и не все возможности торговых автоматов использованы. Правильно увидев возможности, можно в перспективе рассчитывать на стабильную прибыль.

Что еще?

Хочу получать новости и статьи от "Школы Инвестора"